С наступлением конца "смутного времени", избранием на престол Михаила Романова и стабилизацией внутреннего положения страны освоение Среднего Поволжья вновь активизировалось. Опыт прошлых десятилетий показывал, что уже построенные города-крепости слабо обеспечивают оборону края от кочевников. Нужно было создать хорошо продуманную систему пограничных оборонительных сооружений, в которую входили бы города-крепости, соединяющие засечные линии, а также четко организованная подвижная сторожевая и станичная служба.
Первая засечная линия на территории Симбирского Поволжья, соединившая города Тетюши и Алатырь, появилась в начале XVI века. Затем началось строительство еще одной линии - между Ундорами на Волге и Промзиным Городищем на Суре - но она не была доведена до конца. В первой половине XVII века появляются сторожевые линии, вытянутые еще южнее. Каждая из них создавала благоприятные условия для освоения необжитых земель огромной территории края.

Остатки рва
К середине XVII века возникла необходимость строительства новой засечной линии, которая бы обеспечивала продвижение русской ции дальше на юг и восток от уже освоенных земель. Такой линией стала Симбирско-Карсунская засечная черта. Сооружение ее было поручено одному из лучших военных строителей того времени - стольнику и воеводе Богдану Матвеевичу Хитрово. Продолжалось оно с 1647 по 1654 г. и постоянно находилось под особым контролем правительства.
Строить Симбирско-Карсунскую черту начали на почти не заселенных местах силами крестьян и ремесленников Курмышского и других уездов. Ежегодно здесь работало до пяти тысяч человек. Сначала предполагалось сооружение черты только между реками Сурой и Барышом. Но уже в следующем после начала работ году из Москвы поступило указание продлить ее до Волги.
Выбрав наиболее выгодную с позиций оборонительных задач трассу, распорядители работ метили ее, и тогда строители приступали к делу. Одни занимались возведением земляных сооружений, другие ставили стены крепостиц-острожков, третью сооружали мощные опорные крепости - города Синбирск и Карсун, четвертые устаивали засеки. На открытых участках ров рылся на глубину до 6-8 метров. Вдоль обращенной к освоенным землям насыпался земляной вал, по гребню которого сооружалась стена из толстых заостренных бревен, наклоненных в сторону рва острыми концами. Кое-где устраивались надолбы и другие виды укреплений. На лесных участках, которые преобладали, перед рвом и валом устанавливались многокилометровые лесные засеки, давшие названия всей системе подобных оборонительных сооружений - засечные. Для устройства засек вековые деревья срубались или спиливались на высоте одного-двух метров, так, чтобы стволы не отделялись от пней и ложились переплетенными кронами в строну возможных нападений. Ширина завала местами доходила до 200 метров. Там, где позволяла местность, в систему искусственных укреплений включались и естественные преграды - речки, озера, болота, овраги и др.
Главным опорным военно-оборонительным и административным центром черты должен был стать Синбирск. Для его сооружения Б. Хитрово выбрал высокий холм - Синбирскую гору - на правом берегу Волги, где Свияга ближе всего подходит к великой реке. Волга надежно прикрывала будущий город с востока. На западе серьезным препятствием для тех, кто хотел бы напасть на Синбирск, служила река Свияга. К ней примыкала восточным концом засечная черта. На юге, кроме склонов горы, подступы к городу затрудняли обширные заливные луга с большим количеством болотистых мест, стариц и озер. Где не было естественных препятствий, создавались искусственные. С вершины Синбирской горы на многие километры отлично просматривалась округа.
К началу строительства города в 1648 году Синбирская гора представляла малообжитое место с двумя маленькими (мордовской и татарской) деревушками.
Под центральную его часть - кремль - был выбран "венец", вершина горы.
Вместе с Богданом Хитрово прибыли сюда арзамасские, нижегородские и иные дворяне и боярские дети, татарские мурзы и другие служилые люди. Сам Хитрово, заложив город, отбыл в Москву на "другую государеву службу", а в Синбирск был назначен воеводою Иван Богданович Камынин, продолживший постройку города.
[Оглавление]