Основателями масонства являлись бригады (ложи) строителей средневековых храмов. Они считали себя не простыми ремеслениками, а людьми выполняющими особую духовную миссию. Считая себя братьями, они тщательно оберегали свои профессиональные секреты и выработали особые правила общения, ритуалы приема в свои ряды и т.п. В отличие от большинства податного сословия, они были освобождены от большинства налогов и именовали себя "свободными каменщиками". Их первые объединения появились в начале XIII века сначала в Англии, затем во Франции. Со временем в ложи стали принимать людей, не имевших отношения к возведению соборов, и они превратились в содружества людей, объединенных духовными поисками строительства духовного храма на основе братства человечества, равенства людей и терпимости.
Разгром масонства в последние годы царствования Екатерины II сменился в краткое царствование Павла I и особенно Александра I возрождением и даже расцветом мистицизма. Было ли распространение масонства на рубеже веков политической целью определенных кругов или нет - вопрос, открытый для обсуждения и меньше всего мне хотелось бы развивать эту тему.
Мне же показалось интересным только то, что в Симбирской губернии существовали несколько крупнейших провинциальных масонских лож и здесь же был построен едва ли не единственный в России масонский храм Ионна Крестителя.

Храм
Иоанна Крестителя
Храм Иоанна Крестителя был выстроен в конце XVIII века в имении Василия Афанасьевича Киндякова, в юго-восточной части Винновской рощи. В.А. Киндяков увлекся идеями масонства, являлся одним из немногочисленных губернских подписчиков изданий известного просветителя и мистика Н.И. Новикова. Владелец Винновки построил его для собраний симбирской масонской ложи "Златого Венца", в которой состоял в степени товарища молодой Н. М. Карамзин. Основателем ложи являлся член новиковского кружка Петр Петрович Тургенев.
Храм представлял собой каменное сооружение высотой до 16 метров, круглое в плане, с куполом и четырьмя портиками (на них изображены были масонские символы - урна с вытекающей водой, череп и кости и т. п.). Оно было увенчано деревянной фигурой покровителя ордена вольных каменщиков. Руины храма сохранялись до начала 20-х годов XX века.
Князь М.П. Баратаев
Другой заметной фигурой масонского братства был губернский предводитель симбирского дворянства князь Михаил Петрович Баратаев. Его стараниями в 1817 году в Москве была открыта ложа "Александра к тройственному спасению" , а в том же году, в Симбирске, - ложа "Ключ к добродетели". Пользуясь большим уважением, он привлек в ложу многих представителей Симбирского общества. Эта ложа состояла из 39 действительных и 21 почетного члена. Среди "братьев" ложи значились генерал П.Н. Ивашев, крестный отец И.А. Гончарова Н.Н. Трегубов, сенатор и бывший симбирский губернатор Н.П. Дубенской и др. Собрания ложи проходили в гроте, устроенном в саду его имения, где был поставлен гроб и разложены на столе Евангелие, меч, череп и другие символические знаки, а по стенам были развешены мантии отсутствующих членов и масонские атрибуты.
Грот представля из себя круглое помещение в 3,5 м высотой и более 6 метров в диаметре. Свет проникал в грот через три круглых окна. Члены ложи собирались в гроте и после запрещения масонства Александром I в 1822 году.
В том же году в Симбирскую губернию, сначала в Сенгилей, а затем в Симбирск был выслан известный мистик и масон, вице-президент Академии художеств Александр Федорович Лабзин. Видимо, он сам выбирал место ссылки, и пожелал Симбирскую губернию, где проживало много его знакомых и единомышленников. А.Ф. Лабзин приехал в губернию будучи больным, но нашел в Симбирске искренних друзей, помогавших ему на склоне жизни, в том числе и материально, Умер А.Ф. Лабзин в Симбирске в январе 1825 г. и был похоронен на кладбище Покровского монастыря.
[Оглавление]