Вид на Соборную площадь со стороны Стрелецкой улицы в конце 1870-х гг. Реконструкция
Карта Симбирска 1900-е гг. 60 Кб
|
Архитектурный облик Симбирска этого времени начал складываться после пожара 1864 года.
После восстановления города, 10 сентября 1887 года был утвержден новый план Симбирска. По плану расширялись границы города - далее на север,
планировались новые бульвары и сады, удалялись кладбища из черты города.
Первый сквер в Симбирске был разбит на Карамзинской площади, где еще в 1845 году установили памятник
великому русскому историку. Затем было устроена два сада - Владимирский (ныне парк им. Я.М. Свердлова) и Николаевский, вокруг Николаевского
собора. Западная часть этого сада была предоставлена в пользование гимназии.
На Большой Саратовской и на Венце были устроены бульвары. Но значительная часть городской территории была
занята плодовыми садами и составляла 150 десятин, или 15% всей территории города.
Если же учесть, что земли, занятые жилыми строениями и ведомственными
усадьбами включали сады и огороды, то общая площадь зеленых насаждений была значительно выше.
В то время город можно было разделить на три части, резко отличающихся одна от другой,
а именно: дворянскую, торговую и мещанскую.
Самая лучшая и богатая его часть была, естественно, дворянской. Она заключала в себе пространство между
Верхней Набережной и Большой Саратовской, а также улицы: Московскую, Покровскую и Лисиную. В этой части
города размещались соборы, все губернские и административные учреждения, почти все учебные и благотворительные
заведения, театр, общественные сады и бульвары, лучшие гостиницы и др. Все богатые помещики губернии имели здесь
собственные дома. Свободная и планомерная застройка этой части города, широкие улицы, площади и бульвары,
фруктовые сады у каждого дома придавали своеобразную внешность Симбирску, выгодно отличая его от других волжских городов.
Торговую часть города составляли: часть Большой Саратовской улицы, занимаемой гостиным двором и
вся местность за рекой Симбиркой, включающую в себя две большие площади - Базарную и Ярмарочную.
В этой части сосредотачивалась торговая часть города, там же жила и большая часть купечества.
Мещанскую, самую бедную, часть города, составляли его окраины: "Кирпичные сараи" на севере, на западе -
Большая и Малая Конная и другие улицы, прилегающие к Свияге, на юге - слобода "Туть", на востоке -
подгорная часть города.
К концу XIX века в городе проживало около 40 тысяч человек. В конце XIX века до Симбирска была доведена
железнодорожная ветка, а завершение строительства железнодорожношо моста через р. Волгу в 1916 году сулило городу, как впрочем, и всей России того времени,
блестящие перспективы.
В 1913 году был составлен новый план города, но начавшаяся война помешала его осуществлению.
Именно в этот период были построены наиболее интересные здания в различных архитектурных стилях:
|